Система курсовой устойчивости автомобиля (VSC)

  • Posted on: 13 August 2009
  • By: Borman

VSC расшифровывается как Vehicle Stability Control.

Электронная система VSC от Toyota контролирует скорость и направление движения и сравнивает реальные параметры движения с рулением, ускорением и торможением водителя. VSC помогает компенсировать потерю тяги, ведущую к заносу. VSC пользуется датчиками скорости вращения колес совместно с ABS, а также собственными датчиками рыскания, ускорения и угла руления.

При срабатывании VSC водитель слышит предупредительный сигнал и видит предупредительную сигнализацию на приборной панели. Во многих случаях система VSC срабатывает раньше, чем водитель почувствует потерю сцепления с дорогой. Система устанавливается на всех современных автомобилях Toyota класса D и выше, а также класса С (опция).

Toyota, как и все другие производители, подчеркивает, что система курсовой устойчивости (VSC) предназначена для помощи водителю сохранять управление в сложных дорожных условиях, не является заменителем безопасного стиля вождения и не должна толкать водителя на действия, приводящие к потере управления автомобилем. Эффективность работы VSC в плане предотвращения потери управления зависит также от скорости, от руления водителя, от состояния колесных покрышек и дорожного покрытия.

Впервые такая система была выпущена компанией Robert Bosch GmbH для Mercedes-Benz и BMW в 1995 г. Электрогидравлическая система курсовой устойчивости называется по-разному у различных производителей (например, ESP, VDS, DSC...), и без привязки к автомобилю часто называется ESC (Electronic Stability Control). В любом случае такая система включает в себя ABS, антипробуксовочную систему (TRC) и контроль рыскания (вращения автомобиля вокруг вертикальной оси). Посредством измерения бокового ускорения, рыскания (занос/вынос) и скоростей вращения каждого из колес система курсовой устойчивости сравнивает намерения водителя (руление, торможение) с реакцией автомобиля. Далее система тормозит одним или несколькими колесами и (или) ограничивает тягу двигателя, чтобы предотвратить занос или вынос. Однако очевидно, что такая система не может перескочить через физические ограничения данного шасси, и если водитель забудет об этом, система не сможет предотвратить аварию, так как она не в силах преодолеть законы физики и обеспечить лучшее сцепление, чем это возможно в данных условиях.

Многие международные исследования подтвердили эффективность работы таких электронных систем в плане помощи водителю сохранить управление автомобилем, вплоть до спасения жизней и снижения опасности столкновений. Национальная Администрация США по безопасности на дорогах (NHTSA) признала результаты исследования 2004 г., что система курсовой устойчивости снижает численность столкновений на 35%. Затем Институт обеспечения безопасности на дорогах (IIHS) провел собственные исследования, которые подтвердили, что система электронного контроля устойчивости могла бы спасти 7000 жизней в год, если бы была установлена на каждый автомобиль. В июне 2006 г. IIHS обновил результаты исследований 2004 г., заявив, что при помощи систем курсовой устойчивости можно было бы избежать 10000 летальных исходов при авариях в год.

Таким образом, контроль курсовой устойчивости становится одним из важнейших средств безопасности (некоторые даже считают – вторым после ремней безопасности). Другие же говрят, что "ощущение безопасности" от самого факта наличия такой системы в автомобиле будет толкать водителя на более рискованное вождение, как это уже было с ремнями безопасности. В том числе, считают, что система курсовой устойчивости является пусть последним, но всё равно неудачным достижением в рамках неудачной же кампании по созданию автомобилей, способных компенсировать опасное вождение. Partnership for Safe Driving считает, что ничего существенного так и не было сделано для предотвращения превышения скорости, агрессивного вождения и рассеянного вождения, так что все эти технологии не оправдывают ожиданий, а только толкают на еще более опасное вождение.

Некоторые водители-энтузиасты, в частности, многие журналисты автомобильных журналов, протестуют против применения электронных систем контроля устойчивости. Они уверены, что такие системы не дают водителям возможности на опыте исследовать реальную динамику своего автомобиля, да и вообще слишком "настырные" электронные системы сводят на нет всё удовольствие от вождения. Соответственно, некоторые производители обеспечивают автомобили кнопкой отключения системы курсовой устойчивости или же загрубляют порог срабатывания системы так, чтобы она включалась при только при достаточно большом сносе или заносе. В некоторых автомобилях даже можно менять настройки – будет ли система срабатывать раньше или позже. В то же время энтузиасты чип-тюнинга стали переделывать системы контроля устойчивости под свой стиль вождения.

Также в качестве возражения выдвигают тезис, что система курсовой устойчивости может стать "костылем" для плохо сконструированных автомобилей, которые механически не в состоянии устойчиво передвигаться, поэтому электронная система будет использоваться для компенсации этой проблемы.

Другим важным возражением применения таких систем является тот факт, что они позволяют "гонщикам" устойчиво вести автомобиль на гораздо больших скоростях, так что когда такой водитель всё-таки "преступает черту", то это происходит на ужасающей скорости, что приводит к более опасным последствиям столкновений.

Тем не менее, электронная система курсовой устойчивости является базой для новых совершенствований оборудования автомобиля, которые спасут еще больше жизней и обеспечат еще лучшую управляемость. Использование компьютера позволяет объединить активные и пассивные средства безопасности автомобиля в одну сеть, обеспечивая возможность противостоять большему количеству причин аварий.

Потребительский рынок таких систем растет с огромной скоростью, особенно в таких европейских странах, как Швеция и Германия. Несмотря на всю критику, ожидают, что к 2015 г. в большинстве стран Европы и в Японии системы курсовой устойчивости будут установлены на все автомобили. В США NHTSA заявила, что система курсовой устойчивости будет устанавливаться на каждый новый автомобиль начиная с 2012 модельного года.

В статье использованы материалы Toyota.com и Wikipedia, the Free Encyclopedia