Антипробуксовочная система (TRC)

  • Posted on: 13 August 2009
  • By: Borman

TRC расшифровывается как Traction Control.

TRC от Toyota представляет собой сложную комбинированную систему, управляющую как торможением, так и тяговым усилием. Система позволяет исключить буксование ведущих колес, которое может произойти при трогании и ускорении на скользком покрытии, а также обеспечивает оптимальное тяговое усилие в зависимости от состояния дорожного покрытия. TRC избавляет водителя от сложного управления педалью газа для движения "внатяг" и улучшает устойчивость автомобиля при трогании и ускорении на скользком покрытии.

Система устанавливается (в виде составной части VSC) на всех современных автомобилях Toyota класса D и выше, а также класса С (опция).

Toyota, как и все другие производители, подчеркивает, что антипробуксовочная система (TRC) не является заменителем безопасного стиля вождения и не должна толкать водителя на действия, приводящие к потере управления автомобилем. Эффективность работы антипробуксовочной системы также зависит от состояния колесных покрышек и дорожного покрытия.

Антипробуксовочная система в современных автомобилях – это обычно электрогидравлическая система, предотвращающая буксование (потерю сцепления с дорожным покрытием при росте тяги на скользком покрытии). Таким образом TRC предотвращает потерю управления, т. е. обеспечивает устойчивость автомобиля. Часто TRC является частью системы контроля курсовой устойчивости (VSC).

Для управления тягой система TRC может задерживать зажигание в одном или более цилиндров, управлять воздушной заслонкой, подачей топлива в цилиндры и приводом тормозов.

В обычных автомобилях TRC используется как система безопасности, особенно в мощных автомобилях, где малейшая передозировка тяги со стороны водителя легко проводит к пробуксовке ведущих колес. TRC внедорожников также используется для повышения проходимости (улучшение тяги на скользких покрытиях). В гоночных автомобилях антипробуксовочная система используется как средство максимального увеличения тяги без пробуксовки ведущих колес, что позволяет при выходе из поворота с ускорением удерживать колеса под оптимальным углом выноса.

Часто считают, что TRC отнимает у опытного водителя контроль над автомобилем, в результате чего антипробуксовочные системы стали такими "антипопулярными" среди фанатов автоспорта. В некоторых видах автоспорта попытались объявить антипробуксовочную систему вне закона. При современных технологиях TRC можно реализовать как часть алгоритма работы бортового компьютера, так что контролерам будет очень трудно доказать наличие этой системы. В Formula One попытка запретить TRC привела к изменению правил: начиная с 2008 г. на каждый болид должен быть установлен стандартный компьютер управления двигателем, выпущенный Международной Автомобильной Федерацией, который относительно прост и не имеет функций TRC.

Антипробуксовочная система предназначена не только для трогания и ускорения без пробуксовки, но и для облегчения прохождения поворотов. При прохождении сложного поворота на переднеприводном автомобиле может наступить момент, когда колеса уже не могут одновременно рулить и тянуть автомобиль, не проскальзывая. При наличии TRC управляемость автомобилем может быть восстановлена – до известной границы, за которой колеса теряют сцепление с покрытием и уже не могут ни рулить, ни тянуть автомобиль, что приводит к выносу передних колес за пределы окружности, обозначенной их направлением. В некоторых переднеприводных автомобилях TRC может привести к управляемому заносу из-за того, что система снижает тягу двигателя. Это позволяет повысить устойчивость на длинных поворотах. В заднеприводных автомобилях TRC может предотвратить занос.

В статье использованы материалы Toyota.com и Wikipedia, the Free Encyclopedia