Маркировка колесных дисков

  • Posted on: 7 August 2009
  • By: burkut


Ширина и диаметр (а не радиус, как часто думают) указывают в дюймах, например, 6Jx15 означает диск шириной 6 дюймов (15 см) и диаметром 15 дюймов (38 см). При этом указывается не общий диаметр диска, а так называемый "монтажный диаметр", т. е. фактически внутренний диаметр покрышки. Буква J означает тип (форму) монтажного обода (тип J сейчас распространен практически повсеместно).


Вылет диска (ЕТ) – расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода, см. рис.) и отрицательным (ступица утоплена).


Способ крепления диска к ступице обозначают дробью, где числитель – диаметр расположения отверстий крепления в миллиметрах (PCD = "pitch circle diameter"), а знаменатель – количество этих отверстий, например 100/4 – 4 отверстия на диаметре 100 мм.

При этом следует помнить, что числитель означает не расстояние между отверстиями, а диаметр воображаемого круга, на котором находятся центры этих отверстий, поэтому PCD для нечетного количества болтов определять путем простого измерения нельзя. Чтобы узнать PCD отверстий крепления, надо произвести измерения и вычисления, как показано на следующем рисунке.

Центральное отверстие (обозначаемое иногда DIA) должно соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Окончательное центрирование осуществляется по скошенным поверхностям болтов (гаек). Производители дисков часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Очевидно, что в любом случае диаметр центрального отверстия диска не должен быть меньше штатного, иначе диск просто не встанет на ступицу.



В статье использованы материалы art.shintorgservis.ru