Классификация кузовов автомобилей

  • Posted on: 12 August 2009
  • By: Borman

Кузов автомобилей бывает самым разным. Некоторые из описанных ниже видов еще встречаются, а некоторые стали достоянием истории. Обычно тип кузова – это не то же самое, что модель, класс автомобиля, его ценовой класс и т. д. Одна и та же модель часто выпускается с несколькими типами кузова.

Каждый тип кузова имеет историческое и техническое определение, которые часто расходятся, так что иногда принадлежность кузова к определенному типу не совсем ясна. Со временем значение этих терминов развивается вместе с языком как таковым, так что сейчас люди часто называют 4-местные спортивное купе "спорт-кар", в то время как истинные пуристы настаивают, что понятие "спорт-кар" ограничивается двухместными автомобилями

Современные типы кузова

4x4 или 4WD – "четыре на четыре", "four-wheel drive", "полный привод"
Автомобиль с приводом, позволяющим всем четырем колесам быть ведущими (получать энергию от двигателя). Этот термин часто неправильно используют в Европе для обозначения того, что в Северной Америке называют SUV: "настоящий" 4WD имеет пониженный ряд передач и возможность блокировки одного или нескольких дифференциалов.

AWD - "all-wheel drive", "полный привод"
Автомобиль с приводом, позволяющим всем четырем колесам быть ведущими. Это более правильный европейский термин, означающий примерно то же, что и SUV. Автомобили AWD не имеют пониженного ряда передач и (обычно) не имеют блокировки дифференциалов.

Bakkie – "бакки"
Южноафриканское название пикапа.

Cabrio coach, или Semi-convertible – "кабрио", "полу-конвертибл", "полу-кабриолет"
Форма крыши автомобиля, когда складная текстильная крыша представляет собой большой тент. Такая конструкция использовалась как основная в старых моделях, например, Citroёn 2CV; иногда она продается как опция на новых автомобилях.

Cabriolet – "кабриолет"
Синоним "конвертибл".

Convertible – "конвертибл", кабриолет
Съемная или полностью складная крыша. У этого типа кузова полностью складывается крыша и заднее стекло. У кабриолета есть подъемные боковые стекла (в отличие от родстера, у которого их нет).

Coupé (в Европе), или coupe (США) – "купе"
2-дверный, 2- или 4-местный автомобиль с фиксированной крышей. Часто двери купе длиннее дверей соответствующего седана, чтобы облегчить посадку пассажиров на задний ряд. Иногда задние сидения очень небольшие и не предназначены для постоянного использования (тогда кузов называют 2+2-местным).

Coupé convertible – "купе конвертибл", купе-кабриолет
Это вид кузова кабриолет с жесткой крышей (в отличие от текстильной или виниловой), которая убирается в какую-либо нижнюю часть кузова.

Coupe Utility (Ute) – "купе ютилити" ("ют")
Это легкий пикап на базе пассажирского автомобиля c салоном-купе и грузовым объемом, являющимся необъемлемой частью кузова. Этот тип кузова существенно отличается от пикапа, у которого грузовой отсек отделен от кабины.

Crossover SUV (или XUV) – "кроссовер"
Не рамный вариант SUV на платформе легкового автомобиля (а не на грузовой раме). Иногда так называют автомобиль, который нельзя отнести ни к SUV, ни к миниванам, ни к универсалам, а который объединяет некоторые элементы этих типов.

Estate car (или просто "estate") – "истейт"
Британское название универсала.

Fastback – "фастбек"
Это кузов, у которого крыша плавно изгибается вниз в задней части автомобиля, однако заднее стекло не открывается как отдельная "дверь".

Hardtop – "хардтоп"
Наименование по типу крыши. Изначально так называлась жесткая съемная крыша кабриолета; позднее так стали называть автомобиль с фиксированной крышей, у дверей которого нет фиксированных оконных рам (стекла поднимаются встык с крышей, как у кабриолета).

Hatchback – "хэтчбек"
Наименование, означающее наличие задней двери, в которой есть заднее стекло, открывающейся вверх, что дает доступ в объем салона. Может иметь 2 или 4 боковых двери и 2 или 4 места, но обычно называется 3-дверным или 5-дверным хэтчбеком.

Leisure activity vehicle – "автомобиль для активного отдыха"
Небольшой van, обычно в классе "супермини", с двумя и даже тремя рядами сидений и большим и высоким багажником-будкой.

Liftback – "лифтбек"
Вид купе с задней дверью. Вообще это наименование часто используют, когда задняя дверь расположена очень наклонно, так что для её открывания её надо как бы поднять (англ. lift – поднимать).

Limousine – "лимузин"
По определению это автомобиль с шофером и переборкой (обычно со стеклом), разделяющей передний ряд сидений и заднюю часть салона. В Германии, однако, этим термином называют обычный седан.

Minibus – "микроавтобус"
Пассажирский автомобиль с количеством пассажиров меньшим, чем у "полноразмерного" автобуса. То же, что и van.

Minivan – "миниван" или "минивэн"
Североамериканское название автомобиля, имеющего "коробчатую" форму кузова с тремя или даже четырьмя рядами сидений для шести и более пассажиров, также часто с местом для багажа. В отличие от "полноразмерного" van, minivan строится на базе пассажирского автомобиля, просто выглядит он скорее как van, а не как универсал. В Великобритании такие автомобили обычно называют people carrier.

MPV
Multi-purpose vehicle (многоцелевой автомобиль) – большой автомобиль или микроавтобус для внедорожной езды с трансформируемым салоном (складные сидения, позволяющие по необходимости увеличить объем грузового отсека или же количество посадочных мест).

MUV
Multi-utility vehicle (многоцелевой автомобиль) – то же, что и MPV.

Notchback – "нотчбек"
Изначально это седан или даже купе с задним стеклом, наклоненным наружу (т. е. задний край крыши находится ближе к заднему бамперу, чем нижний край заднего стекла). Такую форму кузова имели некоторые Lincoln 1958 года и некоторые британские Ford. Позднее такая форма была использована для седанов и купе, не являющихся фастбеками, в том числе и для многих хэтчбеков.
Сейчас этим наименованием часто называют смесь плавного скоса фастбека с формой седана (заднее стекло и крышка багажника не составляют одну плоскость). Тем не менее, это седан с отдельным багажным объемом.

People carrier – "пипл кэриер"
Европейское название того, что в Северной Америке называют MUV или MPV.

Pickup truck (или просто "pick-up") – "прикап"
Небольшой или средний грузовик. Не на базе легкового автомобиля, но такого же размера. Для пикапа характерно наличие отдельной кабины и отдельного грузового объема (кузова).
У многих пикапов жесткие борта и откидной задний борт, а у некоторых – просто проём сзади. В Австралии и Новой Зеландии пикапы часто называют ute или utility (от "utility vehicle" – транспортный автомобиль), хотя кузов типа Ute имеет принципиальное отличие от пикапа – цельный кузов. В Южной Африке пикапы называют "бакки", а в Израиле – "тендер".

Pillarless – "безстоечный"
Обычно этот термин применяется как прилагательное к наименованиям купе, фастбек или хардтоп. Этот кузов оказывается полностью открытый сбоку при опущенных окнах, поскольку центральной стойки нет (например, Sunbeam Rapier fastback coupé).

Ragtop – "рэгтоп", дословно "тряпичная крыша"
Открытая машина по типу родстера, но с мягкой крышей (текстильной), которцю можно поднимать и опускать. Аналогично кабриолету, у "рэгтоп" нет подъемных боковых стекол.

Roadster – "родстер"
Изначально это был открытый двухместный автомобиль с минимальной защитой от погодных условий (верха нет, боковых стекол нет). В некоторых случаях как опция предлагается жесткий или мягкий верх, а также боковые занавески, но никогда боковые стекла. В современном значении этот термин часто используют просто по отношению к двухместному спортивному кабриолету, аналогично спайдеру.

Saloon – "салун"
Британское название седана.

Sedan – "седан"
Автомобиль на четыре и более мест с фиксированной крышей, расположенной горизонтально (не наклонно) вплоть до заднего стекла. Наиболее распространенный тип кузова. Обычно седан бывает 4-дверный; всё реже в США встречаются 2-дверные седаны (скорее для соблюдения исторического контекста). В США этот термин использовали для обозначения кузова с фиксированными оконными рамами (в отличие от хардтопа, у которого нет центральной стойки и рам окон, а поднимающиеся стекла идут прямо встык с крышей. Поскольку хардтопы выпускаются всё реже, это принципиальное отличие утратило важность.

SUV
Sport utility vehicle ("спортивно-транспортный автомобиль") – производное от внедорожного или полноприводного автомобиля с уровнем комфорта и вождения как у пассажирского автомобиля. Этот тип иногда называют "soft-roader".

Spyder (или Spider) – "спайдер"
Этот тип похож на родстер, но изначально имел меньшую защиту от погодных условий. Слово "spyder" изначально означало маленькую двухместную повозку на конной тяге со складывающимся тентом, составленным из четырех дуг. С открытыми для циркуляции воздуха боками черный текстильный верх на восьми "ножках" был похож на паука. Сейчас этот термин просто означает спортивный кабриолет.

Shooting brake – "шутин брейк"
Двухдверный универсал в Великобритании. Это исторически сложившийся тип используется только для старинных или супердорогих моделей. Изначально это был автомобиль для охотников, позволяющий легко перевозить охотничье снаряжение и добычу. Сейчас такие автомобили заказывают в компаниях по производству микроавтобусов.

Station Wagon – универсал
Автомобиль с крышей, расположенной горизонтально на одном уровне вплоть до заднего бампера. Доступ к расширенному таким образом грузовому объему осуществляется через заднюю дверь.

Surrey top – "Сюррей топ"
По аналогии с поршевским Targa top, термин "сюррей топ" был придуман в 1962 году для автомобиля Triumph TR4.

T-top – "ти-топ"
Производное от Targa top, называемое еще T-образной крышей. Это дизайн фиксированной крыши с двумя съемными панелями по бокам (после их снятия остается узкая полоса крыши по продольной оси автомобиля (например, MR2 Mk 1).

Targa top – "тарга" или "тарга топ"
Это кабрио ("полу-конвертибл") на некоторых спортивных автомобилях с полностью съемной жесткой крышей, после снятия которой на месте остаются боковые стойки (например, Fiat X1/9). Строго говоря, этот термин был изобретен фирмой Porsche для автомобилей серии 911, а сам автомобиль Porsche 911 Targa назван в честь известного ралли Targa Florio.
Похожий стилистический мотив – Targa band (иногда его называют еще "wrapover band", буквально "оберточная лента"), который представляет собой сплошную полосу хромировки или другого отделочного материала, проходящего поперечно по крыше и спускающегося по центральным стойкам. Вероятно, название происходит от того факта, что у оригинального Porche Targa выпуска конца 1960-х под съемной крышей была такая полоса.

Ute – "ют"
Австралийское название Coupe Utility. Иногда так неформально называют любую транспортную машину, особенно легкие грузовики-пикапы. В США так иногда называют SUV.

Van – "ван" или "вэн", микроавтобус
В Северной Америке van – это автомобиль на базе грузового шасси с коробчатым кузовом, приспособленным для перевозки пассажиров и (или) грузов. У грузовых моделей в задней части кузова нет боковых окон (так называемый panel van), а у пассажирских моделей – есть. На территории бывшего СССР такой автомобиль называют микроавтобусом. В других частях мира термином van часто называют универсал на базе пассажирского автомобиля без задних боковых окон.

Некоторые наименования не английского происхождения

Barchetta – "баркетта"
Итальянское название родстера, буквально – "лодочка".

Berlina – "берлина"
Итальянское название седана.

Berline – "берлин"
Французское название седана.

Berlinetta – "берлинетта"
Итальянское название спортивного купе.

Break – "брек"
Французское название универсала.

Jeep – "джип"
Так в Германии и Греции называют SUV. Такое значение этого слова широко распространилось, в том числе на территорию бывшего СССР, но его не следует путать с английским словом jeep, о происхождении которого ходит несколько легенд; как бы там ни было, в английском языке это слово означает военную технику.

Kombi – "комби"
Это немецкое сокращение от "Kombinationswagen" ("комбинированный автомобиль"), немецкое название универсала. Поскольку Германия экспортирует автомобили во многие страны мира, термин "комби" придился также в Швеции, Польше, Венгрии, Бразилии, Болгарии и на территории бывшего СССР.

Turismo – "туризмо"
Испанское название седана, буквально – "туризм". Термин используется в основном в Латинской Америке.

Альтернативные наименования

Некоторые производители автомобилей искажают наименование кузова своих моделей, чтобы привлечь внимание покупателей на фоне конкурентной продукции. Часто такие термины представляют собой красиво звучащие словесные гибриды – синонимы общепринятых терминов.

Aerodeck – "аэродек"
Наименование использовано фирмой Honda в 1990-х годах для обозначения универсала.

Avant – "авант"
Наименование использовано фирмой Audi для обозначения универсала.

El Camino – "эль камино"
По-испански означает "дорога", "трасса". Торговая марка Chevrolet. El Camino 1959 года представлял собой полу-легковой автомобиль (спереди), полу-грузовик (сзади) с низкими боковыми бортами. Другими словами, это был Coupe Utility. Термин El Camino иногда используют в США для обозначения любого пассажирского автомобиля с встроенным грузовым кузовом. Несмотря на то, что с точно таким же типом кузова на два года раньше (1957) дебютировал Ford Ranchero, в качестве нарицательного прижилось все-таки название El Camino.

Caravan – "караван"
Наименование использовано фирмой Opel для обозначения универсала.

Clipper – "клиппер"
См. Turnier.

Combi coupé – "комби купе"
Наименование использовано фирмой Saab для обозначения среднего между седаном и универсалом – собственно говоря, это хэтчбек.
ed States.

Corniche – "корниш"
Вообще это торговая марка фирмы Rolls-Royce, но иногда используется как нарицательное для обозначения люкс-седана или town car.

Coupe Roadster – "купе родстер"
Наименование использовано фирмой Mercedes-Benz для обозначения кабриолета со съемной крышей "хардтоп".

Fordor и Tudor – "фордор" и "тудор"
Эти наименования использованы фирмой Ford Motor Company в 1950-х годах для обозначения соответственно 4-дверного и 2-дверного кузова (на искаженном английском термины означают "четыре двери" и "две двери"). Термины иногда использовались и в 1960-х.

Giardinetta – "джардинетта"
Наименование использовалось в Италии в 1970-х и начале 1989-х для обозначения моделей трехдверного универсала Autobianchi на базе Fiat 600, а также аналогичной версии Alfa Romeo Alfasud.

Hardtop Convertible – "хардтоп конвертибл"
В 1958 году Ford объявил под этим названием модель с складной крышей, которая складывалась в багажник, т. е. фактически автомобиль являлся купе конвертибл. Тем не менее первым таким автомобилем был Peugeot dé capotable é lectrique 1934 года.

HPE
Сокращение от High Performance Estate ("мощный универсал"), наименование использовано фирмой Lancia для обозначения универсала модели Beta. Позднее это наименование использовалось для трехдверного хэтчбека Lancia Delta Mk II.

Kammback – "каммбэк"
Изначально так обозначался автомобиль с приплюснутой, но обрезанной задней частью, по имени изобретателя такой формы кузова Вунибальда Камма. Часто такая форма использовалась для спортивных автомобилей, но сейчас такой кузов довольно редок (например, Citroёn C4). В Северной Америке в 1970-х годах такой тип кузова был у универсалов Chevrolet Vega и AMC Hornet, поэтому многие считают "каммбек" просто другим названием универсала или хэтчбека, несмотря на то, что имеется в виду очень специфическая аэродинамика в задней части кузова.

Nevada – "невада"
Этот Renault 21 универсал стал настолько популярен, что многие начали опускать "21" и называть автомобиль просто "Невада".

Panorama – "панорама"
Наименование использовано фирмой Fiat для обозначения универсалов конца 1970-х и начала 1980-х, а именно моделей 127, 128 и 131. В середине 1980-х наименование заменено на Weekend, но "панорамой" иногда продолжают называть компактные универсалы и легкие транспортные автомобили.

Pillared Hardtop – "стоечный хардтоп"
Такое наименование использовала фирма Ford в 1970-х для обозначения кузовов с безрамными боковыми стеклами (как у хардтопа), но с центральной стойкой (как у седана). Такой тип кузова имели седаны и универсалы Ford Torino 1972-1976 годов, а также Lincoln Town Car 1975-1979 годов. Затем компания GM ввела подобный тип кузова на своих средних моделях 1973-1977 годов и назвала двухдверную версию "Colonnade Hardtop Coupe", а четырехдверную (по подсказке рекламного агентства) – ужасной абракадаброй "Colonnade Hardtop Sedan". В 1976 году такую конфигурацию кузова получил седан Buick Century.
Но и до того, как Ford ввел свои "стоечные хардтопы", в начале 1970-х компания GM уже использовала такой кузов (с 1965 по 1970 год) на автомобилях "C" (Buick Electra 225, Oldsmobile 98 и Cadillac). GM называли их "седаны с полутонкими стойками", поскольку стойки у них были толще, чем у обычных седанов, которые, соответственно называли "с тонкими стойками". Однако у "седанов с полутонкими стойками" не было рам вокруг боковых стекол, а у "седанов с тонкими стойками" были.

Prairie – "прерия"
Универсал с высокой крышей. Название происходит от наименования модели Nissan.

SAV
Наименование Sport Activity Vehicle ("автомобиль для спортивного отдыха") было использовано фирмой BMW для обозначения моделейSUV. Впервые наименование использовано для BMV X5, позднее – для X3.

Sport sedan или Sports sedan – "спортивный седан"
Таким образом General Motors называет свои модели, выпускаемые Saab automobile.

Sportshatch – "спортхэтч"
Этот термин использовался фирмой GM для нескольких европейских моделей, причем применялся он на самом деле к различным типам кузова: "спортивный" лифтбек или хэтчбек (например, Opel Manta), и "спортивный" вариант 2-дверного универсала (например, Vauxhall Magnum Sportshatch).

Sports Wagon – "спортивный универсал"
Этот термин использован несколькими производителями для обозначения универсалов для североамериканского рынка, например, Buick Sport Wagon 1960-х годов и современный Dodge Magnum. Производители автомобилей в последнее время ощущают "ауру неповоротливости", ассоциирующуюся с наименованием "station wagon" ("универсал") и стараются придумать альтернативное более яркое название. В Европе также некоторые производители, например, Alfa Romeo, использовали название Sport Wagon.

SW
Этот термин использован фирмой Peugeot для обозначения универсалов (например, Peugeot 407 SW), и, очевидно, расшифровывается как Station Wagon.

Touring – "туринг"
Наименование использовано фирмами BMW, Mercedes-Benz в Европе для обозначения универсалов. В Северной Америке используется термин "Sports Wagon".

Traveller – "тревелер"
Наименование было впервые применено к универсал-версии Mini, после чего было кооптировано фирме Nissan для обозначения универсалов Sunny и Primera в Европе.

Tudor – "тудор"
См. Fordor.

Turnier – "терньер"
Наименование использовано фирмой Ford в Европе для обозначения универсалов. Те же модели для некоторых других рынков именовались "Clipper".

Variant – "вариант"
Наименование использовано фирмой Volkswagen для обозначения универсалов.

Verso – "версо"
Наименование использовано фирмой Toyota для обозначения MPV-версий Yaris/Vitz, Corolla и Avensis.

Volante – "воланте"
Наименование использовано фирмой Aston Martin для обозначения кабриолета.

Weekend – "уикенд"
Наименование использовано фирмой Fiat для обозначения универсалов начиная с 1980-х, в том числе моделей Regata, Tempra и Marea, а также небольших универсалов Duna и Palio, производимых в Бразилии.


Исторические наименования типов кузова


продолжение следует...


В статье использованы материалы Wikipedia, the Free Encyclopedia